Борис Покровский: "Высшая образность воспитана правдой жизни"

A A= A+ 22.01.2019

Борис Александрович Покровский — русский оперный режиссер, лауреат многих российских и зарубежных престижных премий, народный артист СССР, кавалер Ордена «За заслуги перед отечеством I степени», профессор, с именем которого связаны лучшие страницы истории не только отечественного, но и мирового оперного искусства - родился 23 января 1912 года в Москве, в семье учителя. Творческий путь начал в 1937 году в Горьковском театре оперы и балета им. А.С.Пушкина, куда получил приглашение после окончания Государственного института театрального искусства (ныне Российский Университет Театрального Искусства), и где проработал до 1943 года в качестве режиссера, а затем и художественного руководителя этого театра.

В 1943 — Покровского приглашают режиссером, а в 1952 — назначают главным режиссером Большого театра, которому он служил до 1982 года. На сцене главного театра страны им создано более 40 оперных постановок, до сих пор составляющих славу Большому театру. Среди них: «Вражья сила» А.Н. Серова (1947, Государственная премия СССР, 1948), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948, Государственная премия СССР, 1949), «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (1949, Государственная премия СССР, 1950), «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта (1956, совместно с Г.П. Ансимовым), «Война и мир» (1959), «Семен Котко» (1970) и «Игрок» (1974) С.С. Прокофьева, «Судьба человека» И.И. Дзержинского (1961), «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Мертвые души» Р. Щедрина (1977), «Млада» Н.А. Римского-Корсакова (1988), «Орлеанская дева» П.И. Чайковского (1990), «Обручение в монастыре» С.С. Прокофьева (1982), «Франческа да Римини» С.В. Рахманинова (1998) и другие.

Первый постановщик опер, получивших всеобщую известность — «Война и мир» в Ленинградском Малом оперном театре (Государственная премия СССР, 1947) и в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» С.С. Прокофьева (1981, Прага).

С 1972 года Борис Покровский — художественный руководитель и режиссер основанного им Московского Камерного музыкального театра, где поставлены оперы «Не только любовь» Р.Щедрина (1973), «Нос» Д. Шостаковича (1974), «Похождения повесы» И. Стравинского (1978), «Ростовское действо» митрополита Димитрия Ростовского (1982), «Дон Жуан, или Наказанный развратник» В.А. Моцарта (1987), «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (1993), «Коронация Поппеи» К. Монтеверди (1998) и многие-многие другие.

Хранитель традиций культуры XIX-го века, в XX-м он выступил как новатор, чьи оперные постановки уже стали классикой. В XXI-й век Борис Покровский вошел, назвав себя «консерватором». Талантом и мастерством Б.А. Покровского воспитано не одно поколение оперных артистов и режиссеров. С 1949 года он преподает в ГИТИСе (с 1954 — профессор, с 1959 — зав. кафедрой и художественный руководитель курсов режиссеров музыкального театра и актеров музыкальной комедии).

Награжден орденами Ленина (1967, 1976), орденами Трудового Красного Знамени (1972, 1982) и медалями. Лауреат Ленинской премии (1980), Сталинских премий (1947, 1948, 1949, 1950), Государственной премии РСФСР (1995) за спектакли последних лет и Государственной премии России (2004) за спектакли «Сорочинская ярмарка» и «Юлий Цезарь и Клеопатра».

Лауреат театральных премий «Золотая маска» за спектакли Камерного музыкального театра (1996) и в номинации «За честь и достоинство» (2004). Лауреат театральной премии имени К.С. Станиславского (2003).

Источник:https://www.belcanto.ru/pokrovsky_boris.html

В 1959 году Борис Покровский поставил на сцене Большого театра СССР оперу Назиба Жиганова "Джалиль". Помимо профессии, режиссёра и композитора связывало глубокое взаимное уважение и крепкая мужская дружба. Борис Покровский высоко ценил  творчество Жиганова и его знапчение для отечественной и мировой культуры: «Творчество Жиганова – это творчество не татарского только композитора, как творчество Чайковского не является творчеством русского только композитора, а Верди – итальянского. Это очень важное явление в развитии всей культуры человечества, когда в каком-то звене проявляется общечеловеческая сила духовного общения людей. Жиганов является тем тружеником, который с татарской душой вошел в общий ансамбль мировой музыкальной, шире – духовной культуры. Музыка Жиганова наполнена драгоценностями исконно татарского музыкального творчества». 

Источник: http://kitaphane.tatarstan.ru/zhiganov_comments.htm

Фото: Борис Покровский и Назиб Жиганов, Москва, 70-е гг. ХХ в, Фонды Национального музея РТ, коллекция композитора Назиба Жиганова

 


Наши партнеры