Он творил, чтобы творить

A A= A+ 08.07.2024

Ой, ты гой еси, любезный Геннадий Федорович,
Художник, скульптор, умелец истовый,
Да знаток и любитель природы Матушки.
Привез ты нам, нежданно-негаданно,
Большую и светлую радость – чудо-выставку.
И сложили мы о ней этот длинный стих
В стиле выставки этой сказочной.

 

 

Как вошли мы в зал твоей выставки
Так и ахнули, увидав пред собой диво-дивное.
Видать руки у тебя золотые,
А любовь к природе и к трудам своим – неисчерпаемы.


Былина в стиле древнерусской летописи в книге отзывов точно отражает дух зрелого периода творчества Геннадия Сарандова. Посетители, два химика, из КГУ уловили настроение и содержание творческой мысли художника. Известность пришла благодаря находкам именно в этот период творчества.

Творческий путь Сарандова начался в Татарстане. Деревня, школа, армия, Казань, Худ. Училище. Графика - основное направление. Бытовые зарисовки, книжная графика, природа – все, что можно было рисовать, что подмечал глаз человека, у которого всегда под рукой был карандаш и пачка бумаги.

Байкал
Природные материалы. Дерево, камень, металл. Байкальское дерево, природа, заповедник. Баргузин, Кяхта. Народная культура. Эпос. Участие в региональных выставках художников Сибири, публикации в журналах. О нем пишут статьи. Его графика публикуется. Нарабатывается свой узнаваемый почерк.

Татарстан
Именно здесь весь накопленный багаж и новые находки раскрылись во всей полноте. Береста, графика. Графика на бересте. Персональные выставки.
Сказочность детства, запах дерева бересты. Жизнь в творческой лаборатории. Он нашел общий язык с деревом – оно будто отвечало взаимностью. Это даже не вопрос знания технологии (хотя и это тоже), это отношения, привязанность. Поэтому творчество Сарандова крайне эмоционально! В его работах не только что-то видится, но и всегда чувствуется и проживается.

Ответственность перед дарованным талантом – ежедневный труд и работа. Это означало искать, портить, ошибаться, беречь найденное – все в копилку.
Жизнь – творчество. Система координат всей жизни.

Творчество, как эксперимент и поиск самовыражения. Рождать заново и заново. Не повторяться и не останавливаться. Одержимость. Многие работы без названия. Не потому что нет содержания. Каждая работа - это жизнь в моменте. Новая находка. Когда был недоволен, он искал дальше. А потом все устремлялось в замысел, в котором все найденное воплощалось. Его счастье, как художника, в том, что в большинстве случаев замысел и его реализация в большинстве случаев совпадали. По словам композитора Альфреда Шнитке (парафраза) – счастлив тот композитор, кто может записать то, что слышит внутри.

Творчество, как созерцание. Подглядывать, а не копировать. Подглядывать у природы, у людей. Его учителем было все, что его окружает. Созерцательность и способность приникнуть, увидеть, взглянуть вглубь, сквозь материю.

Творчество, как вседозволенность. Самобытность, а не штамп. Выход за пределы стереотипа, обыденного, общепринятого, дозволенного. Полет. Разрешить себе все! В природе возможно все! Творец может все! Вкус, убедительность, чутьё. И конечно же ремесло и мастерство – средство. Всегда с карандашом и бумагой. Всегда рисуя. Рисунком он владел, несомненно. Это основа.

Сарандов – художник-график. Он всегда себя называл в первую очередь именно так. Он мог долго говорить о прикладном народном искусстве, о резьбе, о народных мастерах, ос туесках, поделках, цепочках и украшениях. О своих находках с берестой и природными материалами. Он график. С мировидением графика. С мироощущением графика. Графику он мыслил шире, не в общепринятом смысле. Даже когда нужен был цвет – он был графиком. На бересте он график. Береста – это та же бумага, но со своей фактурой. Береста открыла художнику безграничные возможности для творчества.

Сарандов – художник с масштабным художественным мышлением. Синтез искусств. Изобразительное искусство, архитектура, музыка, литература.
По рисункам Сарандова можно понять, какие книги он читал, какую музыку слушал. Его кругозор был очень большим. Знание народного музыкального и литературного творчества и, конечно же классика. Ему близка была хоровая культура, он пел в хоре в юношестве, был знаком с деятелями культуры Татарстана и России. Любимыми композиторами были Шопен, Бетховен и, конечно же, русские классики. Среди писателей и поэтов – Пушкин и Лермонтов.

Зачем нужно творчество? Я всегда задавал этот вопрос себе и про других. Зачем первобытному человеку, удовлетворившись трапезой, нужно было взять и нарисовать на стене пещеры Альтаир сцену охоты на бизона? Ту самую сцену, которой сегодня восхищаются все искусствоведы, отмечая драматизм сцены, агонию животного и азарт охотников. Этот художник не был профессионалом, признанным мастером – его имя кануло в вечность. Возможно, это была потребность взглянуть на содеянное со стороны, прожить, прочувствовать и оставить свое впечатление потомкам.
Мераб Мамардашвили, рассуждая о призвании писателя писать, точно подметил в своих лекциях о Марселе Прусте, что «настоящий писатель напишет роман, чтобы его просто написать». Эти слова совершенно справедливы по отношению к Сарандову. Он творил, чтобы творить. Это потребность, это ощущение жизни, не из выгоды или всеобщего признания. Он мыслил свое творчество, как дар людям.

Вот, что я нашел, открыл – посмотрите, удивитесь со мной! Вот как можно! Детское, где-то наивное желание поделиться. Его выставки – это всегда приглашение к удивлению, к открытию!

Всеволод Сарандов

 

Выставка ДРЕВО ТВОРЧЕСТВА, на которой представлено более 160 работ Геннадия Сарандова
открыта для посещения в Зеленодольске по адресу улица Засорина, дом 4А

 


Наши партнеры