Любовь Агеева: Театральный музей как место встречи разных эпох. Фоторепортаж Олега Маковского. Казань, 11.02. 2019

A A= A+ 12.02.2019

Театральный музей как место встречи разных эпох.

11 февраля 2019 года в Качаловском театре была премьера. На этот раз публике представили не очередную постановку, а театральный музей.

О нем много лет мечтали, потом почти четыре года строили – и вот свершилось. Я не напрасно употребила слово СТРОИЛИ. Поскольку оно в полной мере передает длительный процесс. И начался он не тогда, когда Роман Копылов завершил работу над планом экспозиции, а много раньше. Когда было принято решение сделать большой пристрой к старинному зданию театра, музей уже был, поскольку в новой части был выделен для него трехэтажный блок. Наша последняя встреча с Юрием Алексеевичем Благовым проходила в пустых стенах. Строительные работы еще продолжались, а он уже мысленно осваивал это пространство.

Жаль, не дождался момента, когда будет перерезана традиционная ленточка и огромная толпа гостей заполнит музейные залы.

Мы бродили по экспозиции с его дочерью Татьяной. У  нее в руках была новая книга Юрия Благова, изданная в Москве и подаренная музею во время торжественной церемонии открытия директором Бахрушинского музея. Мы расскажем о ней в другой раз.

Вместе с нами внимательно изучали экспозиционные стенды другие дети Качаловского театра. Каждый искал на многочисленных фотографиях своих родителей и когда находил – это был момент огромной радости. Татьяна увидела и своего отца -  на одном стенде с другим хранителем истории Качаловского театра - Игорем Ингваром, и своего деда, театрального художника Владимира Никитина. Нашел свою маму – актрису Галину Маковскую и Олег Маковский, автор снимков к этому репортажу.  А Вадим Кешнер искал не только себя (у него с Качаловским театром связана вся жизнь), но и своих друзей – Юрия Федотова, Юнону Кареву, Евгения Кузина…

Надо сказать, что организаторы музея нашли очень емкий образ экспозиционного пространства. Собственно, он появился гораздо раньше - когда  главный художник театра Александр Патраков оформил первый презентационный планшет к спектаклю. Казанцы могут видеть такие планшеты, даже не заходя в театр. На каждом – мозаика снимков с конкретного спектакля и необходимая информация. По этой же схеме построены музейные планшеты. Только на каждом представлено несколько спектаклей. Каждый планшет – пять лет истории театра.

А рядом – музейные витрины, где каждый экспонат вызывает огромное волнение. Знаменитая серебряная ложка Василия Качалова, лорнет Людмилы Миловой, письмо Игорю Германовичу от легендарной Фаины Раневской… Тут можно бродить часами, чтобы разглядеть всю тысячу экспонатов, составивших первую постоянную экспозицию.

А теперь вернусь к началу большого праздника в Качаловском театре. Сначала церемония проходила в фойе, рядом с памятником Василию Качалову. Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев заметил, что великий актер, возможно, видит нас в эту знаменательную минуту. Лучшего подарка ему на день рождения, наверное, трудно было придумать.

Во время  театрализованного пролога, в котором участвовали молодые актеры театра, звучало много других знаменитых фамилий, чья жизнь была связана с казанской сценой: актеры Щепкин, Мартынов, Мочалов, Давыдов, Стрепетова, Савина, антрепренер Медведев... Вспомнили в основном тех, кто создавал фундамент театра в XIX веке. Это был супер-краткий рассказ о времени, которое скрыто от нас густой пеленой времени, а порой, что греха таить, и забвения. Пролог шел под знаменитую песню Булата Окуджавы про красную розу. Александр Славутский, художественный руководитель и директор театра, не мог в такой день не увидеть своих актеров поющими.

Первый Президент РТ Минтимер Шаймиев, поздравляя присутствующих с открытием музея, заметил, что это хорошее начало Года театра в Татарстане. Назвав еще несколько событий, которые, формально или неформально, входят в его программу, он неожиданно для всех использовал словечко из молодежного жаргона – «Это круто!»

Встречали Минтимера Шаймиева почтительным вставанием, что нечасто бывает в подобной аудитории, и продолжительными аплодисментами. Подчеркнув особую важность создания музея, он сказал:

– Сколько у нас заслуженных деятелей культуры в наших театрах! Это – духовное богатство. Мы занимаемся возрождением материального наследия на территории республики. У нас есть и огромное духовное наследие. Надо возрождать и его, надо продолжать работать, больше об этом говорить.

Это здорово – вспоминать добрым словом  выдающихся актеров, которые создавали театральное искусство в Казани. Русский Большой драматический театр имени Качалова играет немалую роль в развитии театрального искусства Татарстана. Вы молодцы, в день рождения Василия Ивановича преподнесли всем нам, всем зрителям прекрасный праздник.

Председатель Попечительского Совета Республиканского фонда «Возрождение» преподнес новому музею подарок — памятные монеты с изображением Казанского Кремля, Болгара и Свияжска.

Александр Славутский, начиная церемонию, подчеркнул, что Качаловский обязан своим преображением именно первому Президенту республики.  Оно началось в 2010 году и завершилось уже при другом Президенте – Рустаме Минниханове, который также не оставляет театр без внимания. Нельзя не заметить, что в последние годы развитию культуры в Татарстане стали уделять большое внимание.

В церемонии открытия музея участвовали заместитель Премьер-министра РТ Лейла Фазлеева, министр культуры Ирада Аюпова, председатель Комитета Государственного Совета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, заместитель руководителя Аппарата Президента РТ Олег Глебов. Можно было бы и дальше продолжить этот список, поскольку большинство гостей – люди известные.

На церемонию открытия было приглашено много гостей из Москвы. И это были не «свадебные генералы». Как заметил Александр Славутский, музеи московских театров – МХАТа, театра Образцова, поддержали своего казанского собрата. Были также приглашены родственники Качалова. Мария Шверубович, жена  заведующего кафедрой истории театра ГИТИСа, ректора Щепкинского училища Бориса Любимова, была внучкой Качалова. Они не раз приезжали в Казань вместе. К сожалению, ее не стало в мае прошлого года. На этот раз Борис Любимов приехал с  внуком Никитой, праправнуком великого актера, чье имя с 1948 года носит русский Большой драматический театр в Казани.

– Меня всегда волнует, когда меня приглашают в Казань, куда я приезжаю с 2005 года, — так  начал Борис Любимов свое выступление на церемонии открытия.

«Дитя мое, тебя пригласили в Казань, эти слова взволновали твое сердце?» — с такими словами, сказанными Марией Гавриловной Савиной, я обратился к моему внуку Никите, праправнуку Качалова.

Наш гость повторил фразу из воспоминаний Савиной, которая прозвучала в театрализованном прологе.

Борис Любимов напомнил, что театр — вещь эфемерная, и надо стараться сохранять память и о спектаклях, и о тех, кто их создает. Рассказал о том, как создавались первые музейные коллекции. По сути, первыми музейщиками были Станиславский и Немирович-Данченко, по указанию которых сохранялись материальные свидетельства театральных постановок.  Оказывается, Таиров возил с собой на гастроли макеты спектаклей.

– Нельзя отделить нашу память о наших родителях, о наших предках от нас. Пока мы эту связь ощущаем, мы ощущаем себя людьми. Когда эта связь нарушается, все теряет смысл. Наши великие деятели театра думали об этом.

По словам директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова, театральный музей — это не просто музей, но и творческая лаборатория. Музейная экспозиция в Качаловском театре — это мост от прошлого через настоящее к будущему. Это суждение прозвучало во время открытия не однажды.

Гости сказали много теплых слов о театре, о Казани, и ничто в эту минуту не казалось преувеличением. Атмосфера была приподнятая, праздничная. Не только актеры театра, но даже билетеры, которые на этот раз были смотрителями музейной экспозиции, чувствовали себя именинниками.

Как и обещал Александр Славутский на пресс-конференции в преддверии открытия музея, ленточка для традиционной церемонии и ножницы, которыми ее разрезали, были золотыми. Первых посетителей было так много, что на первом этаже, откуда началась экскурсия для почетных гостей, задержались немногие. Остальные сразу поднялись на второй этаж, где можно было спокойно посмотреть экспозицию, посвященную истории театра XIX и XX веков. Потом посетители музея поменялись местами.

Уже вечером зрители «Пиковой дамы» могли посетить театральный музей. В его истории перевернута еще одна, очень важная страница.

Любовь Агеева, "Казанские истории", 11.02.2019 г.

Источник: http://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/vpechatleniya/17387-muzej-teatra-kak-mesto-vstrechi-raznykh-epokh

 

Открытие музея в Качаловском театре: фоторепортаж Олега Маковского. Казань, 11 февраля 2019 года 

 

 


Наши партнеры